1.Развитие ассоциаций.
Говорим ребенку по 1 слову и просим назвать в ответ первое слово, которое вспомнит (пришло в голову)
Например: Стол, посуда, дерево, бабочка, заяц, смелость, цвет.
Можно задать вопрос: «Как ты думаешь, почему ты вспомнил именно это слово?»
2. Классификация предметов по картинкам.
Предлагаются картинки и дается задание разложить их на 2 группы (критерий классификации не называется). Например: овощи и фрукты.
3.Игра «найди лишний предмет» Предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы. Ребенок показывает (убирает) «лишнюю» картинку и объясняет, почему убрал именно ее.
(Можно использовать картинки предложенные выше)
4. Игра «Назови лишнее слово»
- Среди имен существительных
Стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
- Среди имен прилагательных.
Грустный, печальный, унылый, глубокий;
Храбрый, звонкий, смелый, отважный;
Желтый, красный, сильный, зелёный;
- среди глаголов
Думать, ехать, размышлять, соображать;
Бросился, слушал, ринулся, помчался;
5.Объяснить, чем отличаются предметы ( с использованием картинок)
Например:
Чашка и стакан.
Яблоко и груша.
Помидор и тыква.
Кофта и свитер.
Стул и кресло.
Грузовик и легковая машина.
Самолет и птица.
Береза и дуб.
6.Игра «Пара к паре» (подбор слов по аналогии)
Предлагаем подобрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, просим объяснить, чем похожи эти пары.
Огурец – овощ, ромашка (земля, цветок, клумба).
Помидор – огород, яблоко (забор, сад, груша).
Часы – время, градусник (кровать, температура, окно).
Машина – мотор, лодка (парус, вода, палуба).
Стол – скатерть, пол (мебель, доски, ковёр).
7.«Назови только…»
Назови слова, которые обозначают диких животных:
Лиса, волк, собака, заяц.
Назови слова, которые обозначают овощи:
Лук, репа, апельсин, картофель.
8.Назови следующей слово (смысловые ряды).
Гвоздь – молоток, шуруп -…
Дом – крыша, книга - …
Квадрат – куб, книга - …
Птица – яйцо, растение - …
Хорошо – лучше, медленно - …
Огонь – пожар, вода - …
Зерно – амбар, деньги - …
Слова для справок: отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, наводнение (потоп), кошелёк (или банк), кран, босой, лечение, щенок, дом, шнурок, осень.
9. Где и для чего можно применять предмет, который я назову?
Например: кнопка.
- для прикрепления бумаги к доске;
-сдать в металлолом;
- провести маленький круг;
- положить на стол и т.д
Слова: гвоздь - …, ботинок- …, помидор- …, шнурок-…, одеяло- ….
10. Игра «Назови части»
Можно выполнять задание с опорой на картинку, позже – по представлению.
Показываем картинку (или предлагаем представить предмет) и назвать его части.
Например: кот – тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.
Грузовик - …, дом - …., дерево - …, часы - ….
11. Отгадай предмет по названию частей.
Кузов, кабина, колёса, руль, фары, дверцы (Грузовик)
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля)
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
12.Отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов. Предлагается несколько картинок, из которых нужно выбрать нужную.
- Стройный, с тонкими ногами и ветвистыми рогами
Он на севере живет, вместо сена мох жует.
- Разлинованы лошадки, будто школьные тетрадки,
Разлинованы лошадки от копыт до головы.
13. Игра «Найди по описанию»
Цель: пополнять пассивный словарь детей словами-признаками, научить подмечать ведущие признаки предметов.
Детям сообщить, например: «Вы потеряли предмет красного цвета круглой формы, сделанного из резины». Дошкольники узнают предмет по описанию, запоминая не только название предмета, но и его признаки
14.Упражнение «Подбери нужное слово»
Цель: развивать активный словарь детей, учить подбирать к названным определениям подходящие слова.
Мокрый; тяжёлый; радостный.
Светит; пишет; висит.
15.Упражнение «Кто как кричит»
Цель: уточнить названия действий животных.
кошка – мяукает, а корова …
16.Упражнение «Запомни и назови»
Цель: развивать активный словарь детей.
Детям в определённом порядке показывались картинки с изображением фруктов (не более 5). Затем картинки убирались. Дети воссоздавали увиденное в нужной последовательности: лимон, виноград, апельсин, груша, яблоко.
17.Упражнение «Что это?»
Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия.
Детям предлагается закончить предложение, а потом вслед за взрослым повторить его полностью. Берёза, осина, дуб — это. Ромашка, василёк, незабудка - это.
18.Упражнение «Какой?»
Цель: развитие словаря признаков.
Детям предлагается подобрать прилагательные к слову лес (большой, зелёный, красивый, густой, богатый, тихий, таинственный, сосновый, тёмный, зимний, дремучий)
19.Упражнение «Скажи правильно»
Цель: развитие глагольного словаря.
Машина (ехать) заяц (прыгать) и т.д.
20.Упражнение «Исправь ошибку»
Цель: развитие глагольного словаря, логического мышления. Повар лечит, а врач готовит. Маляр рисует, а художник красит. Лётчик ездит, а шофёр летает и т. д.
21.Игра «Упрямые дети»
Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением.
Детям сообщается, что они вдруг стали упрямыми и должны говорить всё наоборот. Например, если они услышат слово «открыл», то должны сказать «закрыл».
Отъехал – приехал, вылетел – залетел, и т. д.
22.Игра «Скажи наоборот»
Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением.
Например, взрослый говорит: «Я вижу высокий дом». Ребёнок отвечает:
«Я вижу низкий дом». (У меня острый нож. - У меня тупой нож)
23.Игра «Назови ласково»
Цель: научить детей образовывать существительные с ласкательным значением.
блюдце - …, овца - …, собака - …, белка - … .
24.Игра «Большой - маленький» (Великаны и карлики)
Цель: научить детей образовывать существительные с уменьшительным и ласкательным значением: замок - …, мяч - …, стул - …, заяц - …
25.Упражнение «Что приготовим?»
Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.
Из яблока - яблочное повидло.
26.Упражнение «Какой?»
Цель: научить детей образовывать качественные прилагательные.
Огурец зелёный, а помидор (какой).
27.Упражнение «Что из чего?»
Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.
из соломы -, из шерсти – … .
28.Упражнение «Чей хвост?» (Чья лапа. Чьё ухо.)
Цель: научить детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных.
у кита - …, у волка - …, у барсука - …, у белки -… Усвоение лексической сочетаемости слов.
29.Упражнение «1,2,5»
Цель: учить изменять существительные по числам. 1 2 6 тетрадь тетради тетрадей
30.Упражнение «Один - много»
Цель: научить детей образовывать множественное число существительных и правильно употреблять их в предложении. Это лимон, а это …. лимоны.
Итак, для того чтобы Ваш ребёнок имел богатый словарный запас, надо проводить следующую работу:
- Много рассказывать и показывать детям. Читать им художественную литературу.
- Обращать внимание детей на то, из чего сделаны предметы, какими свойствами они обладают.
- В повседневной жизни закреплять и расширять употребление обобщающих понятий – овощи, фрукты, посуда, мебель, одежда и т.д.
- Задавать ребёнку различные вопросы: кто?, что?, что делает?, какой? и т.д.
- Обращаясь к ребёнку, Вы побуждаете его отвечать, а он имеет возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.